|
|
Фёдор Филиппович Конюхов
Грани жизни - страницы истории России
(род. 12 декабря 1951, село Чкалово
Приазовского района Запорожской области Украины) —
современный
русский путешественник, художник, писатель.
Жена - Конюхова Ирина. Имеет сына - Конюхов Оскар, жена Конюхова Анна,
дочь - Корески Татьяна,
муж - Корески Джейсон, внук - Конюхов Филипп и
внучка - Конюхова Полина.
С детства проявлял стремление путешествовать и открывать для себя все
многообразие мира.
Фёдор Филиппович имеет радиолюбительский позывной (R0FK),
которым пользуется во время путешествий.
За свою жизнь совершил более 40 уникальных экспедиций и
восхождений. России, автор более 3.000 картин.
Первый и пока единственный в мире покоритель пяти полюсов нашей планеты:
- Северный географический
- Южный географический
- Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом
океане
- Эверест (полюс высоты)
- Мыс Горн (полюс яхтсменов)
Фёдор Конюхов
— член Союза художников России и Союза писателей.
Автор восьми книг:
- "И увидел я новое Небо и новую Землю" - сборник дневников
первого, одиночного, кругосветного плавания на яхте "Караана", второго
кругосветного плавания на яхте "Формоза-56", одиночного похода к
Северному полюсу в 1990 и восхождения на Эверест, с Евгением
Виноградским в 1992. Издательство "Армада" (Москва) 1998 год.
- "Дневники, Рисунки, Эскизы" - сборник дневников 1998 года,
начиная с
покупки яхты Open 60 во Франции для Современного Гуманитарного
Университета, переход через Атлантику к месту старта гонки Around Alone
1998-99, ураган "Даниель" и первый этап кругосветной гонки Around Alone
1998 (Чарльстон - Кейптаун). Издательство ЮКЕА (Новосибирск) 1998.
- "Как открывалась Антарктида". История открытия ледового
континента,
начиная с плавания Беленсгаузена и Лазарева к берегам Антарктиды. Одна
глава посвящена одиночному походу Федора Конюхова к Южному Полюсу в
1995-96 году. Книга подготовлена совместно с дальневосточными друзьями
Леонидом Виноградовым и Владимиром Мусарским. Издательство ДВГМА,
Владивосток, 1998.
- "Мое кругосветное плавание на яхте СГУ" - полный дневник и
результаты
психологических тестов проведенных Федором Конюховым во время
кругосветной гонки "Around Alone 1998-99" - Издательство СГУ (Москва)
1999.
- "Все птицы, все крылаты" - полный дневник Федора Конюхова,
написанный
им во время участия в одиночной кругосветной гонке "Around Alone
1998-99" и полный дневник Ирины Конюховой (Ожидая на берегу).
Издательство - Яуза - ОЛМА-ПРЕСС (Москва) 2000.
- "Конфуций" - графические иллюстрации Федора Конюхова, к
трактатам
китайского философа. Книга подготовлена и выпущена Современным
Гуманитарным Университетом в 2000 году.
- "Дорога без Дна" сборник дневников об участии Федора
Конюхова в гонке
на собачьих упряжках Iditarod 2000. Вторая половина посвящена участию
во французской кругосветной гонке "Vendee Globe 2000" - Издательство
ВЕЧЕ (Москва) 2002.
- "Мой Дух на палубе Караана" - полное собрание всех
дневников по
первому, безостановочному, кругосветному плаванию, на яхте "Караана".
Издательство ВЕК КНИГИ (Москва) 2002.
Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан, прошел более 100 тысяч
морских миль в одиночку под парусом.
Провел более 1100 суток провел в
одиночном плавании. Совершил три кругосветных плавания, восемь раз
пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный Мастер
Спорта. Награжден орденом Дружбы
народов. "GLOBAL 500", за вклад в
защиту окружающей среды, учрежденной ООН. Обладатель приза ЮНЕСКО
"За
честную игру". В 1996 году занесен в энциклопедию "Хроника
человечества". Действительный член
Российского Географического
Общества. Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия),
города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия).
C 1998 года Заведующий лабораторией дистанционного обучения в
экстремальных условиях в Современном
Гуманитарном Университете (Москва).
Основные экспедиции:
1977г. — Плавание на яхте по маршруту Витуса Беринга;
1979г. — Плавание на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин -
Камчатка - Командорские острова;
восхождение на вулкан Ключевский;
1980г. — Участие в регате на Кубок Балтики;
1981г. — Поход на собаках по Чукотке; плавание на яхте по
маршруту: Петропавловск - Камчатский
- Командорские острова -
Усть-Камчатск - Владивосток;
1982г. — Плавание на яхте по маршруту: бухта Угольная - бухта
Провидения - бухта
св. Гавриила - Петропавловск-Камчатский;
1983г. — Лыжная научно-спортивная экспедиция в море Лаптевых;
1984г. — Сплав на плоту по реке Лена; участие в регате на
Кубок Балтики;
1985г. — Экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам В.К.
Арсеньева и Дерсу Узала;
1986г. — Лыжный переход в полярную ночь к полюсу
относительной недоступности
в составе экспедиции газеты "Комсомольская
Правда";
1987г. — Путешествие по Баффиновой Земле (Канада) в составе
канадской экспедиции;
1988г. — Трансарктический лыжный переход СССР - Северный
полюс - Канада в составе
международной группы;
1989г. (весна) — Участие в первой российской автономной
экспедиции "Арктика" к Северному полюсу;
1989г. (лето-осень) — Первый совместный Советско-Американский
трансконтинентальный велопробег
Находка - Москва - Ленинград;
1990г. (весна) — Первый, в истории России, одиночный поход на
лыжах к Северному полюсу;
1990г. (осень) - 1991г. (весна) - 1990г. (осень) - 1991г. (весна)
— Первое, в истории России,
одиночное кругосветное плавание
нон-стоп на яхте "Караана-36" (ДАЛЬРОССО) за 224 дня по маршруту
Сидней
- Сидней;
1991г. (лето-осень) — Автопробег на внедорожниках Мицубиси
4WD Находка - Москва - Брест в составе
Австралийской команды;
1992г. - 1994г. — Кругосветная экспедиция на яхте
"Формоза-56" (Приморское Морское Пароходство)
с заходами на все
континенты (508 дней), второе кругосветное плавание;
1995г.- 1996г. — Первый, в истории России, одиночный поход к
Южному полюсу с последующим
восхождением на высшую точку Антарктиды -
массив Винсон (5140 м);
1997г. (осень) — участие в европейских регатах Sardinia Cup,
Gotland race, Cowes week в составе
экипажа макси-яхты Grand Mistral-80
- шкипер Сергей Бородинов.
2002 (весна) — первый этап экспедиции на верблюдах "По следам
Великого Шелкового Пути" (Калмыкия).
2002 г. (осень-зима) — пересечение в одиночку Атлантического
океана на гребной лодке "Уралаз"
с мировым рекордом в 46 суток 4 часа.
Маршрут: Канарские острова (Ла Гомера) - Барбадос.
После это перехода
присвоено почетное звание "Ветеран труда автомобильного завода Урал",
с
бесплантым проездом в общественном транспорте города Миасс, Челябинской
области.
В рамках научных программ Современного Гуманитарного Университета в
области дистанционного
обучения в экстремальных условиях принял
участие:
1998г. - 1999г. — в американской одиночной кругосветной гонке
"Around Alone 1998/99" на яхте
Open 60 "Современный Гуманитарный
Университет", третье одиночное кругосветное плавание;
2000г. (март) — в самой протяженной в мире гонке на собачьих
упряжках Iditarod 2000, по маршруту Анокридж -
Ном, 1800 км и завоевал
приз Национального Банка Аляски - "Red Lantern";
2000г. - 2001г. — первое, в истории России, в участие во
французской одиночной, безостановочной кругосветной
парусной гонке
"Vendee Globe 2000" на яхте "Современный Гуманитарный Университет".
В рамках программы "Семь вершин мира" совершил
восхождения:
1992г. (февраль) — Эльбрус (Европа) - одиночное;
1992г. (май) — Эверест (Азия), совместно с Евгением
Виноградским;
1996г. (январь) — массив Винсон (Антарктида) - одиночное;
1996г. (март) — Аконкагуа (Южная Америка) - одиночное;
1997г. (февраль) — Килиманджаро (Африка) - одиночное;
1997г. (апрель) — пик Косцюшко (Австралия) - одиночное;
1997г. (май) — пик Мак-Кинли (Северная Америка), совместно с
Владимиром Яночкиным.
В 2004 году один из лидеров алкогольного рынка страны - компания
«Синергия» приступила к производству
водки
«Фёдор Конюхов». Продукция изготавливается на
заводе «Уссурийский Бальзам» (Приморский край)
и на
заводе УРАЛАЛКО (Пермь).
С 2006 года, совместно с компанией «Brizton» начат
выпуск продукции «Чай Фёдор Конюхов».
Продукция
выпускается в 3 видах:
• Морской чай (с бергамотом).
Оригинальный купаж, подготовленный компанией Бризтон,
который Фёдор
Конюхов использовал в кругосветном плавании 2004-2005.
• Арктический чай.
• Тропический чай (с
манго).
К дальним походам Федор готовил себя с ранних лет, поначалу, может
быть, не совсем осознанно.
Научился хорошо плавать и нырять, ходить на
шлюпке на веслах и под парусом. Купался в холодной воде,
спал на
сеновале. В футболе и беге на большие дистанции среди школьных ребят
равных ему не было,
и больше всего его привлекало море, морская стихия
и романтика. Начитавшись Гончарова и Станюковича,
Жюля Верна и других
маринистов, он в 15-летнем возрасте совершил свой первый поход - на
гребной лодке
пересек Азовское море.
Поняв, что море - его призвание, Федор окончил Одесское мореходное и
Ленинградское полярное училища,
получил специальности
штурмана-навигатора и судового механика. В 1977 году он организовал
плавание яхты
по маршруту Витуса Беринга и других мореходов в северной
части Тихого океана. Любознательный следопыт
и патриот хотел узнать,
как соотечественники на утлых суденышках три столетия назад открывали
острова
и заливы, Русскую Америку, основывали там поселения.
Подобные
благородные Федор цели преследовал и при походах на Камчатку, Сахалин,
Командорские острова.
На Чукотке ходил на собачьих упряжках, оценивая возможность с их
помощью достичь Северного полюса,
но для этой цели впоследствии
предпочел лыжи. Всюду интересовался бытом людей, как они выживают
в
трудных условиях Севера, нарисовал там ряд интересных картин,
украшавших несколько персональных
выставок художника.
Штурму Северного полюса предшествовали лыжный переход в полярную ночь к
Полюсу относительной
недоступности в составе группы Д. Шпаро;
путешествие по Баффиновой земле (Канада) в составе канадской
экспедиции; трансарктический лыжный переход по маршруту СССР - Северный
полюс - Канада под
руководством Д. Шпаро; участие в первой автономной
экспедиции "Арктика" к Северному полюсу
во главе с В.Чуковым.
Получив хороший опыт лыжных полярных походов, Федор в 1990 году
отправился к полюсу в самостоятельный
вояж. Нелегко было одинокому
путнику преодолевать торосы и полыньи, к тому же за плечами был тяжелый
рюкзак, а на буксире тащил нарты с грузом. Спал прямо на льду,
забравшись в палатку и спальный мешок.
Через 72 суток достиг Северного
полюса, осуществив свою мечту и выполнив завещание Георгия Седова.
Правда, однажды чуть не погиб во время торошения льда.
Это его не испугало и уже через пять лет он снова в одиночку
отправляется форсировать ледовую пустыню
Антарктиды. Для ориентировки в
экстремальных условиях использовал малогабаритный космический
навигатор
"Навиком", ориентированный на стационарный орбитальный спутник. С его
помощью путешественник
на 59-й день трудного пути точно вышел в точку
Южного полюса и впервые водрузил там флаг Российской
Федерации.
На этот
раз Ф.Конюхов один заменил целую экспедицию. По поручению Минатома он
измерял естественное
радиационное поле Антарктиды на пути к полюсу. По
заданию медиков оценивал физическое и психологическое
состояние
организма при одновременном воздействии на него большой высоты (более 5
тысяч метров),
низкой температуры (до -60 градусов) и сильного ветра
(до 30 метров в секунду). Вел также наблюдения
по программе
Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. И
накопил немалый
материал для этих ведомств и своих книг
Отечественные и зарубежные специалисты считают Федора Конюхова самым
универсальным из
профессиональных путешественников. В его активе около
сорока разнохарактерных походов, в том числе
и по горам. Не имея
специальной альпинистской подготовки, но обладая большой физической
выносливостью
и упорством в достижении намеченной цели, он решил в
честь 850-летия Москвы взойти на горные вершины
всех континентов Земли.
На это ушло пять лет настойчивого труда. В качестве тренировки сбегал
на Ключевскую сопку высотой 4750
метров и поверил в свои силы. Затем
были кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м),
австралийская гора Косцюшко (2230 м), южноамериканская Аконкагуа (6960
м). Конечно, труднее всего было
взобраться на Эверест, но три вершины
были по-своему интересными, загадочными и трудными.
Давно потухший
африканский вулкан Килиманджаро (5895 м), воспетый Эрнестом Хемингуэем,
особо
привлекал внимание русского путешественника. Поднимаясь вверх из
тропической зоны, он постепенно
испытывал смену климатических и
погодных условий. Если у подножия была выжженная на солнце
растительность, то с 3-4-х километров начинается вечнозеленый
тропический лес, еще выше - альпийские
луга, потом скалы и, наконец,
царство льда и снега. Как художник, он не мог налюбоваться красотами
природы, сделал зарисовки, много фотографировал.
Но самыми трудными и
опасными для восходителя оказались ледово-скалистые горы:
североамериканская
Мак-Кинли (6193 м) и антарктическая - массив Винсон
(5140 м). Здесь и глубокий снег, и коварные трещины
во льду, и
сковывающий дыхание свирепый холодный ветер. А благополучно спустившись
(местами приходилось
ползти) с массива, чуть было не погиб от холода и
голода - более трех суток самолет не мог прилететь за ним
из-за сильно
разыгравшейся пурги.
Большинство походов путешественник совершает в одиночку, но он охотно
принимает участие и
в коллективных экспедициях. И сам организовал и
возглавил два интересных трансконтинентальных пробега:
советско-американский на велосипедах по маршруту Находка - Ленинград
(1989) и советско-австралийский
автомобильный - Находка - Брест (1991).
В долгом пути по российским просторам Федор показал своим
зарубежным
коллегам-путешественникам многие природные достопримечательности:
кедровые леса, озеро
Байкал, могучие сибирские реки, Уральские горы,
новые города. Результатом этих пробегов явились репортажи,
документальные кинофильмы, фотоальбомы, выпущенные у нас в стране и за
рубежом.
И все-таки главная линия путешествий яхтенного капитана - это море и
океан. И он, единственный из россиян,
в одиночку совершил три
кругосветных плавания. Первое из них - в 1990 - 1991 годах на яхте
"Караана".
Стартовал из австралийского порта Сидней и туда же вернулся
через 224 суток. Причем выбрал самый
трудный маршрут: между "ревущими"
сороковыми и "неистовыми" пятидесятыми широтами, там, где
преимущественно попутный ветер и где ходили первые русские кругосветные
мореплаватели Иван Крузенштерн,
Михаил Лазарев и др. Но вместе с тем,
на маршруте - холодный, а то и штормовой ветер со снегом или дождем,
опасные встречи с китами и айсбергами, особенно в проливе Дрейка, у
мыса Горн. Но все преодолел мореход,
правда, похудел при этом на 11
килограммов.
Уже через год Конюхов отправился во второе кругосветное плавание по
другому, экваториальному маршруту:
Тайвань - Сингапур - Индийский океан
- Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские
острова - Тайвань с заходом на все континенты. Одиночное плавание на
большой двухмачтовой яхте "Формоза"
продолжалось 508 дней и было
связано с драматическим и одновременно героическим событием.
В районе
Филиппин капитан сильно заболел и попал в больницу. А в это время
пираты угнали его яхту на
другой остров. Но Федор - не из робкого
десятка. Ведь служил на балтийском десантном корабле, выполнял
задания
командования в джунглях Вьетнама и Никарагуа. Чтобы найти "Формозу" на
дальнем острове,
пришлось угнать катер от других пиратов. А
обнаруженных на борту яхты пьяных разбойников смельчак
связал и
погрузил на их резиновую лодку.
Участвуя в международной парусной гонке "Вокруг света - в одиночку", он
совершил третью кругосветку,
управляя яхтой "Современный гуманитарный
университет". Поначалу на соревнование записалось 39 претендентов из
многих стран, но на старт вышло только 16 судов, остальные отсеялись по
разным причинам,
в том числе не сдавшие квалификационный пробег в 2
тысячи морских миль. Федор испытание выдержал,
но попал под удар трех
ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом "Даниел" в
районе Бермудских
островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану
пришлось приложить невероятные усилия, чтобы
выпрямить ее.
Гонка охватила весь Мировой океан протяженностью 27 тысяч морских миль,
т.е. 50 тысяч километров,
и проходила по маршруту: американский порт
Чарлстон - Кейптаун (ЮАР) - Окленд (Новая Зеландия) -
Пунта -дель-Эсте
(Уругвай ) - Чарлстон. (Интересно, что во все эти пункты прилетали на
самолете супруга Ирина,
сын Оскар - для моральной поддержки Федора. И
помогали ему в устранении технических неполадок на яхте).
Всего в пути яхтсмены были восемь месяцев, с сентября 1998 года по май
1999 года. Испытали на себе
тропическую жару и пронизывающий ветер
Антарктики, уклонялись от стальных кораблей и айсбергов
и все время
гнали вперед, не зная сна и покоя. На некоторых судах было до 15
различных поломок,
не избежала этого и яхта Конюхова. В темное время
суток он столкнулся со спящим китом, в результате
чего был погнут руль.
При подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, что редко бывает в
практике
мореплавания, шкиперу с трудом удалось вытолкнуть тяжелое и
скользкое тело морского гостя в его родную
стихию. А у берегов Бразилии
он еле отбился от современных флибустьеров с помощью сигнальной
ракетницы.
Не выдержав условий экстремальной гонки, семь участников сошли с
дистанции. Федор Конюхов пришел
к финишу третьим. На его имя в Америку
пришла правительственная телеграмма от мэра Москвы Юрия Лужкова.
"Нам
приятно, - говорилось в ней, - что такой легендарный путешественник
живет в Москве и продолжает
традиции наших соотечественников в освоении
планеты".
По заявке Ф. Конюхова он зарегистрирован для участия в международной
парусной гонке "Винди Глоуб-2000",
старт которой намечен на 5 ноября
2000 года. Главная особенность этого глобального соревнования - оно
проводится без остановки, без единого захода в порты! И еще что здесь
привлекает Конюхова: надо обогнуть
Антарктиду, а ему давно хочется
пройти путем первооткрывателей шестого континента русских морских
офицеров
Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Это будет четвертая
кругосветка мужественного мореплавателя.
А до этого он успел
поучаствовать в международной гонке на собачьих упряжках
"Айдитарод-2000"
по заснеженной Аляске, по пути золотодобытчиков XIX
века.
Походы и экспедиции замечательного путешественника многое дают нашей
науке, спорту, туризму, всему
обществу. Они показывают, чего может
достичь человек, хорошо подготовленный физически и морально,
умеющий
сохранять здоровье и работоспособность, подчас в сложных ситуациях. И
не удивительно,
что 48-летний следопыт планирует путешествовать до 2020
года.
Пополняя свои знания, он учится на юридическом факультете Современного
гуманитарного университета,
там же руководит лабораторией
дистанционного обучения в экстремальных условиях.
Федор Конюхов всегда, даже во время походов, много пишет и рисует. Он
является членом Союза художников
и членом Союза журналистов РФ.
В 1999
году вышли три его книги: "И увидел я новое небо и новую землю", "Гавр
- Чарлстон" и "Как открывали
Антарктиду"; ранее был издан альманах
"Русский путешественник". Это в основном дневниковые записи автора,
но
воспринимаются они как приключенческие повести.
Имя Федора Конюхова стоит в ряду выдающихся деятелей науки и техники в
международной энциклопедии
"Хроника человечества". Путешественник
награжден орденом Дружбы народов, дипломом ЮНЕСКО за
вклад в дело
экологии. Он - Заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан.
Помимо главного увлечения своей жизни - путешествий, Федор Филиппович
пишет стихи, музыку для органа
и художественные произведения.
По материалам интернет изданий.
© В. Баженов UA4CGR
|
|
|
Диплом Гагаринское поле.
Старожил среди дипломов Саратовской области.
Соискателям предлагается посетить его страничку |
Сайт радиоэкспедиции RG50C
(6-12 апреля 2011 г.) Для соискателей диплома выложены условия его выполнения, контактный адрес, фото и видеоматериалы авторского исполнения. |
|